[греч. ̓Αγαθίας Σχολαστικός] (Миринейский), визант. историк и поэт (между 530 и 536, Мирина в М. Азии - между 579 и 583). Учился в Александрии и К-поле; после завершения юридического образования в столице стал адвокатом (отсюда прозвище). Лит. деятельность А. С. начал с поэтического изложения эротических мифов эпическим размером Δαφνιακά (Дафниака, 9 кн., из к-рых ни одна не сохранилась), а также составил сборник имевших хождение в его время эпиграмм, добавив к ним и свои (Κύκλος τῶν νέων ἐπιγραμμάτων, Цикл новых эпиграмм, 7 кн.); более 100 эпиграмм А. С., в к-рых рядом с традиц. для античной эпиграммы сценами любви и застолья находятся сцены, взятые из Библии или НЗ, сохранились в «Палатинской антологии». В их языке и стиле заметно влияние Нонна.
Последним неоконченным сочинением А. С. стала «История» (Περὶ τῆς ̓Ιουστινιανοῦ βασιλείας - О царствовании Юстиниана, 5 кн.), описывающая войны империи с готами, франками и персами в период 552-557 гг., примыкающая к историческому сочинению Прокопия Кесарийского и формально продолжающая традиции античной историографии. Внимание автора направлено прежде всего на военно-политические события, историко-этнографические описания различных племен и сообщения о природных катастрофах. Вместе с тем «История» А. С. содержит и важные сведения, относящиеся к событиям церковной жизни: разграбление христ. храмов в Италии герм. племенами (II 1) и жен. мон-рей во Фракии гуннами (V 13). Кроме того, А. С. упоминает о восстановлении после землетрясения в К-поле купола храма Св. Софии при имп. Юстиниане I (V 3-9) и описывает храмы в предместьях К-поля (Влахерны и др. V 14) и храм св. Стефана в Лазике (III 5). Заметный отпечаток на «Историю» наложили обстоятельства ее написания (А. С. от излагаемых им событий отделяли не менее 20 лет) и личность автора. Весьма большое значение он отводит стилистической обработке своего сочинения и дидактической стороне событий в ее христ. понимании, что, по мнению совр. исследователей, часто влияет на объективность информации. Христ. взгляды автора, так же как и его веротерпимость, проявляются при описании А. С. верований различных племен. Наконец, весьма часто А. С. прерывает историческое повествование, чтобы рассказать о собственных мыслях и переживаниях, о событиях, очевидцем к-рых он явился, или чтобы просто пожаловаться на свои беды. «История» А. С. пользовалась популярностью в Византии: Менандр Протиктор написал ее продолжение (с 558/59 по 582), им пользовались Евагрий Схоластик, Иоанн Епифанийский, Феофан Исповедник, она послужила образцом для исторического сочинения Льва Диакона.